К 105-летию ВКМ: выставка икон «От реставрации к созерцанию»
В этом году Вольскому краеведческому музею, одному из крупнейших провинциальных музеев России, «визитной карточке» нашего города, исполняется 105 лет. В картинной галерее открыта масштабная выставка отреставрированных произведений темперной и масляной живописи «От реставрации к созерцанию», посвященная юбилею. Подробности – в статье автора выставки, куратора проекта «Реставрация и экспонирование икон из собрания Вольского краеведческого музея», главного хранителя ВКМ Галины Осиповой.
Большую часть выставки занимают иконы 16-20 веков, находящиеся на различных стадиях реставрации. Экспонирование разнообразных памятников русского иконописного искусства стало возможным благодаря реализации благотворительного проекта «Реставрация и экспонирование икон из собрания Вольского краеведческого музея». Проект совместный с Саратовским государственным художественным музеем имени Радищева. Он успешно работает уже более 2-х десятков лет (с 2003 г.).
В первом зале, в основном, представлена храмовая икона. К сожалению, из большого количества прекрасных церквей Вольска и Вольского уезда в музей поступили чуть больше двух десятков икон. Тем более важно сохранить для будущих поколений эти произведения, созданные как в крупных иконописных центрах России, так и написанные неизвестными скромными провинциальными мастерами.
Уточнить бытование данных памятников не представляется возможным. Ну, например, мы предполагаем, что 6 произведений рубежа 16-17 веков, могли быть в иконостасе Казанской деревянной церкви, на месте которой позднее построили Троицкий собор.
Они выделяются высоким профессиональным мастерством. В настоящее время эта бесценная группа памятников находится на разных этапах реставрации. Так, в процессе удаления сильно потемневшей олифы на иконе «Апостол Петр» обнаружены ещё два слоя более ранней живописи. Данный памятник иконописного искусства является предметом детального исследования. Надеемся, что удастся сохранить все три слоя записей, поскольку технологии научной реставрации темперной живописи развиваются и совершенствуются постоянно.
Уникальна правая створка Царских врат. Художественные достоинства врат позволяют предположить вероятность их создания в крупном иконописном центре в 17 веке.
Одним из наиболее ранних и ценных произведений иконописи, представленных в экспозиции, является Богоявление (Крещение). Икона создана в 17 веке в крупном иконописном центре.
Представленная на выставке икона Николая Чудотворца относится к самому распространенному типу поясных изображений Николы. Она заключена в медный оклад.
Интересна старообрядческая икона «Иоанн Богослов в молчании». Икона является образцом высокопрофессионального искусства. Вероятным местом ее исполнения является Палех.
Очень интересен образ «Спаса Смоленского». Икона отличается графическим лаконизмом и напряженным цветовым контрастом, характерными для эстетики конца 17 столетия.
Большую часть нашего собрания составляет поздняя русская икона конца 18-19 веков.
Немалую ценность представляет храмовая икона 19 века «Воскресение Христово с 12-ми праздниками и Страстями». На этой канонической иконе четко выстроена композиция. Изящно, выразительно выписана каждая сцена. Предполагаем, что она создана в крупном иконописном центре.
Свидетельством особого почитания Богоматери является многообразие богородичной иконографии.

Привлекают внимание несколько икон Богоматери Казанской. Этот образ относится к числу древнейших и наиболее популярных. Икона «Богоматерь Казанская» особо почиталась династией Романовых. Редкий православный дом в России обходился без данного образа. Этой иконой родители часто благословляли детей на бракосочетание.
Розово-оливковая тональность иконы «Богоматерь от бед страждущих» придает ей неповторимые утонченность и изящество. В белом плате Марии кому-то видится что-то крестьянское, а, на мой взгляд, белый плат выражает чистоту, светлую надежду.
Не менее интересна икона Богоматерь Млекопитательница. Изображение Богоматери, кормящей грудью Младенца Христа известно в восточно-христианском искусстве с III века. На Руси подобные богородичные изображения известны с 14-15 веков, но особенное распространение получают с 17 века.
Икона «Поможение в родах» по своим формальным достоинствам занимает достаточно скромное место в нашем собрании («Краснушка»). Она написана только охрой разных оттенков. Но ценность её в том, что она позволяет судить о художественном процессе. Исполнивший её скромный мастер обслуживал потребности в иконах огромной российской глубинки.
Отреставрированная музейная икона «Богоматерь Тихвинская» – один из многочисленных вариантов «Одигитрии». В народных верованиях с иконой Тихвинской Богоматери связывалась помощь в сохранении здравия младенцев.
С особым изяществом выписана неизвестным провинциальным мастером икона 19 века «Богоматерь Всех скорбящих Радость». Обилие позолоты придает произведению яркий, сияющий, прозрачный колорит. В собрании музея хранится около 20 икон этой Богородицы. Вероятно, данный образ был наиболее почитаем в нашем крае.
На выставке представлены стилистически разнообразные и интересные образы распятия, образы креста. Различна техника и время их производства. Достойное место в экспозиции занимает икона «Богоматерь Иверская», созданная на рубеже 19-20 веков. Сотрудники музея привезли её в конце 1970-х годов из села Дмитриевка Вольского района. Икона была в крайне аварийном состоянии сохранности, поскольку хранилась несколько десятков лет в сельском сарае. Логично предположить, что данная икона была вынесена из Казанской церкви соседнего села Улыбовки, которая являлась крупным приходом. В «Историко-статистическом описании селений Вольского уезда Саратовской губернии 1889 года» А.А. Лунина написано: «в с. Улыбовка числится душ духовенства мужского пола 8». Поэтапная реставрация данного произведения проводилась с 2003 года. Завершена она в текущем году специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва). С большим трудом на протяжении длительного времени реставраторам все-таки удалось стабилизировать состояние сохранности данного памятника православной культуры. Наша обязанность создать для иконы необходимые условия хранения. По окончании экспонирования на выставке будет проведен серьезный реставрационный осмотр произведения. Если специалисты сочтут возможным дальнейшее ее экспонирование, икона «Богоматерь Иверская» будет введена в постоянную экспозицию картинной галереи в зал русского иконописного искусства.
Надеемся, что наши посетители с большим интересом будут знакомиться с иконами из собрания вольского музея, являющимися достойной частью огромного русского иконописного искусства.




Узнать условия подписки на газету "Вольская жизнь" здесь
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: Телеграм | ВКонтакте | Одноклассники

